Спецификации видеокарты Radeon HD 6990 (HD 6990 OC)
- Частота ядра 830(880) МГц
- Количество универсальных процессоров 3072
- Количество текстурных блоков — 2x96, блоков блендинга — 2x32
- Эффективная частота памяти 5000 МГц (4×1250 МГц)
- Тип памяти GDDR5
- Объем памяти 2x2 гигабайта
- Пропускная способность памяти 2x160 гигабайт в сек.
- Теоретическая максимальная скорость закраски 53 (56) гигапикселей в сек.
- Теоретическая скорость выборки текстур 159 (169) гигатекселей в сек.
- Разъём CrossFireX
- Шина PCI Express 2.1
- Разъёмы: DVI Dual Link, четыре mini DisplayPort 1.2
- Энергопотребление от 37 до 375(450) Вт
- Типичное энергопотребление в играх — до 350(415) Вт
- Два 8-штырьковых разъёма питания
- Двухслотовое исполнение;
- Рекомендованная цена для России — 22999 руб. (для США — $699).
Как мы уже упоминали в предыдущих материалах, в этом поколении видеокарт AMD принцип наименования моделей был изменён. Так как на смену видеокартам HD 5870 и HD 5850 вышли сразу две линейки: HD 6800 и HD 6900, и последняя получила быстрейший GPU, то вполне логично, что и двухчиповая карта на тех же GPU также вошла в серию HD 6900. Но так как индекс 6970 был уже занят топовым одночиповым решением, поэтому новой видеокарте достался индекс 6990. То есть, по сравнению с предыдущей аналогичной платой HD 5970 поменялась не только первая, но и третья цифра индекса.
Что касается сравнения с конкурентами, то пока что у анонсированного Radeon HD 6990 их нет, и сражаться ему пока просто не с кем. Но выпуск двухчиповой карты от NVIDIA ожидается уже давно, и вполне вероятно, что мы увидим её уже весной этого года. Ведь у производителей GPU сейчас нет особого выбора, ведь в условиях неизменного 40 нм техпроцесса только и остаётся, что выпускать двухчиповые карты на старых добрых GPU...
На новую видеокарту AMD устанавливается память типа GDDR5 и объёмом по 2 гигабайта на каждый GPU. Это решение вполне обосновано для продукта такого уровня, ведь в некоторых игровых приложениях при максимальных настройках, высоком разрешении и включенном сглаживании максимального уровня, объёма памяти в 1 гигабайт на чип сегодня уже не хватает. И ещё больше это относится к рендерингу в стереорежиме или на трёх мониторах в режиме Eyefinity со сверхвысокими разрешениями.
Естественно, что видеокарта имеет двухслотовую систему охлаждения, довольно длинную и закрытую привычным для всех современных плат AMD пластмассовым кожухом по всей длине. Энергопотребление карты с двумя GPU на борту довольно высокое по понятным причинам, поэтому пришлось установить на неё два 8-штырьковых разъёма питания, что ранее в референсных образцах не встречалось (хотя некоторые производители видеокарт такие решения самостоятельно делали). Кроме максимально возможного энергопотребления AMD с недавнего времени начала указывать и типичное потребление в играх — сложно сказать, кому этот показатель может пригодиться.
Архитектура
Так как видеоплата «Antilles» основана на двух GPU семейства «Cayman», то особенно распинаться в данном разделе просто нет никакого смысла — всё уже сделано ранее, в соответствующей статье. Но всё же вкратце повторим основу. Задачей инженеров AMD было создание эффективной графической и вычислительной архитектуры с улучшенными GPGPU возможностями, а также внедрение распараллеленной работы геометрических блоков и улучшения в текстурной фильтрации и полноэкранном сглаживании.
Архитектура Cayman стала промежуточным решением между предыдущей архитектурой Cypress и не рождённой 32 нм архитектурой, которой не суждено выйти на рынок. Но в состав нового GPU всё же вошли некоторые возможности из неё. Дополнительные транзисторы, по сравнению с Cypress, были потрачены на новые вычислительные и графические возможности. Часть из которых видна на схеме чипа:
Самое важное на схеме — два блока graphics engine, включающие растеризатор, тесселятор и другие блоки по обработке геометрии, а также сдвоенный диспетчер. Двойной блок геометрии в топовом GPU компании AMD теперь умеет обрабатывать по два примитива за такт, то есть, скорость трансформации и отбрасывания задних граней выросла вдвое, а вместе с улучшением буферизации — до трёх раз в некоторых случаях, по сравнению с решениями на основе Cypress.
Ещё одним важнейшим архитектурным изменением стала суперскалярная VLIW4 архитектура вычислительных процессоров, в отличие от VLIW5 в предыдущей. Каждый потоковый процессор имеет 4 блока ALU, а не 5, как это было ранее. Такое решение увеличило эффективность использования потоковых процессоров, хотя и снизило при этом потенциальную пиковую производительность. Более подробную информацию об архитектуре Cayman смотрите в базовом обзоре, ссылка на который дана выше.
Питание и охлаждение
При проектировании видеокарт с двумя мощнейшими GPU на одной плате и их серьёзными требованиями по питанию, к соответствующей системе должно быть приковано максимальное внимание. Поэтому в схеме питания Radeon HD 6990 применяются цифровые программируемые регуляторы напряжения производства Volterra нового поколения, а также мощные четырёхфазные силовые индукторы производства Cooper Bussmann серии CL1108.
Всё это привело к увеличению эффективности схемы питания, по сравнению с предыдущими устройствами, используемыми компанией AMD, а значит и сниженной температуре и меньшему потреблению энергии. Кроме того, в деле увеличения эффективности сработала и симметричная схема расположения регуляторов в центре печатной платы.
Эффективное охлаждение столь горячего двухчипового решения — пожалуй, ещё более важная и сложная задача. В кулере Radeon HD 6990 применён новый предустановленный термоинтерфейс с изменяемым фазовым состоянием. Компанией AMD он признан на 8% более эффективным, по сравнению с предыдущими используемыми для этой задачи материалами. Цифра может показаться небольшой, но в деле охлаждения таких экстремальных устройств каждая мелочь на счёту.
Сам же новый кулер использует две испарительные камеры (по одной на каждый GPU) и единственный вентилятор, расположенный между ними по центру платы. Он вполне справляется с приёмом и отведением до 450 Вт тепла, и хотя новая плата размером точно такая же, что и Radeon HD 5970, все вышеперечисленные улучшения привели к тому, что новый кулер обладает заметно лучшей эффективностью, по сравнению с системой охлаждения предыдущего решения.
Технология AMD PowerTune
Поддержка данной технологии на двухчиповой видеокарте Radeon HD 6990 — решение ожидаемое. Именно в случае таких требовательных к питанию плат обязательно нужно проконтролировать энергопотребление и ограничить его в случае чего. Технология впервые была анонсирована вместе с Radeon HD 6970 и HD 6950, и вбазовой статье о них мы максимально подробно описали её работу. Поэтому повторим лишь самые важные моменты.
GPU серии Cayman имеют специальные датчики в исполнительных блоках, которые отслеживают параметры загрузки, а графический процессор постоянно контролирует нагрузку и энергопотребление, и не позволяет последнему выйти за определённый порог, автоматически изменяя частоту и напряжение так, чтобы эти параметры оставались в рамках определённого теплопакета. Технология помогает устанавливать сравнительно высокие частоты GPU и при этом не бояться выхода из строя видеокарты по причине превышения безопасных пределов энергопотребления.
Технология полезна по нескольким причинам. Она предохраняет видеокарты от выхода из строя в случае неадекватных экспериментов с разгоном, а также позволяет выжать максимальную производительность из GPU. Кроме того, PowerTune позволяет пользователю самому изменять ограничение потребления при помощи средств AMD OverDrive в определённых рамках (плюс-минус 20%). Естественно, регулирование параметра максимального потребления лишает пользователя каких-либо гарантий.
Важно, что технология PowerTune нацелена на получение максимальной производительности в игровых приложениях, а не тестах стабильности, зачастую неадекватно сильно загружающих сразу все блоки GPU. Как видно на приведённой диаграмме, технология позволяет повысить тактовые частоты GPU именно в играх, поддерживая установленный уровень энергопотребления и не требуя программных решений в коде видеодрайвера, как это сделано в аналогичной (но значительно упрощённой) технологии конкурента.
Переключатель BIOS (Dual-BIOS)
Когда у Radeon HD 6970 и HD 6950 появился переключатель между двумя версиями BIOS, сразу стало понятно, что это не только и не столько решение, направленное на большую надёжность, а решение, позволяющее ставить смелые эксперименты над видеокартой. Причём, не только для пользователей, но и производителей видеокарт. Собственно, так и получилось — некоторые из производителей в качестве второго образа BIOS записывали не просто версию с фабрично увеличенными частотами, но даже образ от старшей модели видеокарты, превращая Radeon HD 6950 в HD 6970.
Логично, что подобное решение появилось и в Radeon HD 6990. Причём, оно даже получило дальнейшее развитие. Переключатель между двумя версиями BIOS в новом решении даже в референсном варианте позволяет включить суперрежим (uber mode) — с увеличенными тактовыми частотами GPU с 830 МГц до 880 МГц и напряжением с номинальных 1.12 В до 1.175 В. Естественно, одновременно значительно возрастает и количество потребляемой энергии, и скорее всего именно для этого режима на плату установили два 8-штырьковых разъёма дополнительного питания.
Позиция переключателя «2» — это номинальный режим с частотой 830 МГц, в таком положении видеокарта поставляется. Режим «1» переключателя BIOS включает фабричный разгон и предназначен для любителей разгона и энтузиастов, понимающих, что в таком режиме потребуется значительно более мощный блок питания и улучшенное охлаждение в корпусе.
Внимание! Несмотря на то, что фабричный разгон теперь включается на абсолютно всех Radeon HD 6990 при помощи переключателя BIOS, это совсем не означает, что компания берёт на себя гарантийные обязательства в случае выхода из строя видеокарты по вине разгона! Гарантия AMD не покрывает такие случаи, и не важно, каким образом видеокарта была разогнана, при помощи программных настроек драйвера в Catalyst Control Center или при помощи переключателя Dual-BIOS.
Видимо, AMD осознаёт, что видеокарты вроде Radeon HD 6990 покупаются лишь энтузиастами и оверклокерами, которые в массе своей знают, как не допустить выхода из строя видеокарты при небольшом (880 МГц) разгоне, но на всякий случай защищается от экстремальных горе-оверклокеров, которые жгут видеокарты, как забывчивая бабуля свои пирожки в духовке.
Хотя даже и для обычных пользователей смысл в таком предразогнанном режиме есть — лишние 5-6% (в реальности чаще всего около 3-4%) к производительности не помешают, если БП хороший и охлаждение в корпусе устроено правильно. Ведь для автоматического разгона теперь нужно всего лишь переместить рычажок переключателя, а всё остальное уже сделано.
Технология AMD Eyefinity
Эта мультимониторная технология от AMD давно известна нашим читателям. По сути, все видеокарты компании поддерживают Eyefinity — лучшую мультимониторную систему на данный момент, поддерживающую до шести мониторов даже в случае одночиповых решений. Единственное, что поддержка шести мониторов одновременно потребует применения специальных хабов, совместимых с многопоточной передачей сигнала по DisplayPort — Multi-Stream Transport.
Но даже без использования хабов любая из двух десятков ныне выпускаемых моделей AMD Radeon поддерживает подключение трёх мониторов в различных конфигурациях. А для поддержки Eyefinity от игр требуется всего лишь уметь работать с нестандартными разрешениями и соотношениями сторон. На данный момент, проверенной поддержкой технологии могут похвастать около 70 игр, а ещё сотни приложений совместимы с ней.
Причем, именно такое мощное решение как Radeon HD 6990 позволит комфортно играть на трёх мониторах с общим разрешением 7680x1600 или пяти расположенных вертикально с разрешением 6000x1920, выдавая 30 кадров в секунду и более даже в тяжёлых играх, что ранее было недоступно для одиночных видеокарт. Хотя такие режимы остаются скорее уделом выставок и различных мероприятий, нежели обычных домашних пользователей, которые скорее предпочтут проектор или огромный телевизор вместо пяти мониторов на бедном столе.
Из-за необходимости эффективного охлаждения, а в частности — максимального отвода нагретого воздуха, пришлось поменять и набор выводов видеосигнала. Ровно половину площади заглушки слота заняли отверстия выхлопа системы охлаждения. А на оставшейся части разместили один разъём Dual Link DVI и четыре разъёма mini DisplayPort 1.2. Таким образом, при всех ограничениях мощного кулера, удалось сохранить максимально возможное количество выводов.
Но ведь для этого нужно искать довольно редкие и не такие уж дешёвые переходники с mini DisplayPort, спросит въедливый читатель? Совсем не обязательно. В комплекте поставки каждой видеокарты Radeon HD 6990 будет приложен комплект таких переходников из трёх штук: пассивный mini DisplayPort — Single Link DVI, активный mini DisplayPort — Single Link DVI и пассивный mini DisplayPort — HDMI.
Такое решение позволило сохранить компактность блока выводов на видеокарте, и одновременно с этим предоставить каждому пользователю новой видеокарты возможность вывести изображение на четыре подходящих приёмника сигнала. Отличный выбор!
Игры с поддержкой DirectX 11
Вместе с пессимистично настроенным читателем, прочитавшим теоретические оды о мощности Radeon HD 6990, мы задаёмся вопросом: «А зачем нужны столь мощные видеокарты, если требовательных игр выходит крайне мало, да и то — большинству из них будет достаточно и одночиповой видеокарты не из топовой серии?»
Компания AMD отвечает на этот вопрос сотрудничеством с производителями игр, продвигая и помогая им внедрять новейшие технологии, ставшие доступными лишь в DirectX 10 и DirectX 11. Так, помимо уже вышедших игр с такой поддержкой, в ближайшем будущем ожидается несколько проектов, к которым AMD, что называется, приложила руку: Dragon Age 2, Deus Ex: Human Revolution, Total War: SHOGUN 2 и DiRT 3.
Dragon Age 2
В данной игре, которая выходит практически одновременно с Radeon HD 6990, с самого момента релиза включена поддержка нескольких технологий компании AMD: Eyefinity, в т.ч. нового портретного 5x1 режима, AMD CrossFireX и AMD HD3D (необходима установка ПО от компании DDD).
А при помощи возможностей DirectX 11, игровой движок поддерживает следующие технологии и эффекты: contact hardening shadows — реалистичные мягкие тени, постфильтры bloom и diffusion depth of field (имитация глубины резкости) выполняемые при помощи DirectCompute, схема тесселяции PN-треугольников, применяемая для ландшафта и имитация глобального освещения High Definition Ambient Occlusion (HDAO). Всё это поможет картинке приблизиться к фотореалистичности.
Deus Ex: Human Revolution
В долгожданном продолжении сериала Deus Ex объявлена поддержка технологии AMD Eyefinity и родная поддержка AMD HD3D. Но нам более интересны эффекты и технологии DirectX 11, поддержка которых уже объявлена: diffusion DOF, тесселяция по схеме PN-треугольников для ландшафта, а также некие дополнительные эффекты, о которых будет сообщено позднее. Оно не удивительно — ведь игра то ещё не планируется к выходу в ближайшее время, и время на её доработку ещё достаточно.
Total War: SHOGUN 2
В этой игре поддерживаются такие технологии компании AMD, как Eyefinity и CrossFireX, также известны и DirectX 11 особенности движка: продвинутый эффект имитации глубины резкости, вычисляемый при помощи DirectCompute 11, реалистичные мягкие тени contact hardening shadows и аппаратная тесселяция.
Все перечисленные выше игры являются продолжениями весьма популярных серий и, скорее всего, будут благосклонно приняты массами. К сожалению, сроки выхода известны не для всех указанных игр. Если Dragon Age 2 и Total War: SHOGUN 2 выйдут уже в марте, а DiRT 3 ожидается в мае, то новая серия Deus Ex появится в продаже, скорее всего, не раньше осени.